Пользовательск ого поиска

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 30

Форма входа

Календарь новостей

«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Поиск

Статистика

Главная » 2008 » Ноябрь » 18 » Береженого директора D&O бережет
Береженого директора D&O бережет
00:24
Страхование ответственности - иное, Перестрахование, Брокер (страхование), Финансовый кризис
14 ноября 2008 года - Россия

Кризис – время ошибок, и за ошибки приходится платить, и инвесторам, и менеджменту компаний, и страховщикам, продающим полисы D&O – Directors and Officers Liability.
В Европе и США кризис уже вызвал всплеск страховых случаев по D&O – страхованию ответственности топ-менеджмента за вред нанесенный компании. Полис покрывает убытки по искам со стороны акционеров, сотрудников, клиентов и прочих лиц, выдвигающих обоснованные претензии. Несколько уведомлений поступило и в адрес российских компаний. В них, правда, используется довольно обтекаемая формулировка – «происшествие с наличием признаков страхового случая». Расследования этих «происшествий» уже начались и носят, разумеется, непубличный характер. Тем временем операторы ждут новых обращений. «Между ошибкой директора, обнаружением этой ошибки и претензией может пройти время», – констатирует начальник отдела методологии и андеррайтинга управления страхования финансовых рисков компании «АльфаСтрахование» Анна Овчинникова.
Поводов для исков в отношении менеджеров не так уж и мало. В качестве таковых могут послужить, в частности, ошибки, неточности или неполнота данных в финансовой отчетности, инвестиционных декларациях и проспектах эмиссии; ошибочная политика в отношении сделок слияний и поглощений; нераскрытие информации о существенных фактах. Иногда вменяется слабый контроль над ответственными работниками и филиалами компании. И это отнюдь не исчерпывающий перечень. Впрочем, в него однозначно не входят мошеннические и прочие злоумышленные действия директоров – это стандартная практика, когда ответственность за уголовно наказуемые деяния исключается из покрытия. Не будет отвечать страховщик и по личным гарантиям топ-менеджера, возмещать репутационный ущерб компании. «Зачастую не покрываются возможные претензии со стороны крупных акционеров. Считается, что владелец пакета, скажем, в 20% имеет возможность влиять на управленческие решения и, соответственно, несет за них ответственность», – уточняет Анна Овчинникова.
Но каким бы ужасным ни был кризис, и сколько бы дорогих ошибок ни совершали выбитые из колеи управленцы, D&O вряд ли разорит кого-то из отечественных страховщиков. Во-первых, степень проникновения этого вида бизнеса в России невелика. По оценкам начальника отдела страхования ответственности директоров и должностных лиц компании «Альянс» Сергея Гинзбурга, в России застрахована ответственность примерно 7% топ-менеджеров, в то время как на Западе эта цифра достигает 90%. Разумеется, речь идет о руководителях более или менее крупных публичных компаний. Другие эксперты говорят о примерно 80–100 полисах D&O, выписанных в России. До недавнего времени продажи этого продукта росли довольно скромными темпами для низкой базы – 20–30% в год. Спрос в основном обеспечивали отечественные эмитенты, выходящие на западные рынки, где практика страхования ответственности успела пустить глубокие корни. Неудивительно, что «первооткрывателями» D&O среди российских компаний стали «Вымпелком», «Лукойл», МТС, «Вимм-Билль-Данн», «Норильский никель». В полку страхователей прибыло в щедрые на IPO 2006–2007 годы. Кстати, риски, связанные с публичным размещением ценных бумаг, покрываются специальным продуктом – полисом POSI (Public Offering of Securities Insurance).
По словам Сергея Гинзбурга, объем страховых сумм по D&O колеблется от $5 млн до 250 млн. В среднем российские компании страхуются на $20–40 млн. Но если говорить о программах, связанных с IPO, особенно на биржах США и Европы, то суммы увеличиваются до $50–70 млн. При этом стоимость полиса D&O в расчете на каждый $1 млн риска составляет от $4 тыс. до $25 тыс. Окончательная ставка зависит от рода деятельности эмитента, его корпоративного устройства, того, где обращаются бумаги, совокупности некоторых других факторов. Например, страхование ответственности членов правления и совета директоров «КАМАЗа» на сумму $10 млн обошлось компании в $44 тыс.
Полис для «КАМАЗа» летом этого года выписало РОСНО. Всего же этот продукт продвигают примерно десяток отечественных компаний, в частности, «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Капиталъ Страхование», Росгосстрах, СОГАЗ. «Но российские игроки здесь выступают в основном в качестве фронтирующего страховщика с незначительным собственным удержанием, перестраховывая до 100% риска на зарубежных рынках, преимущественно в Лондоне», – отмечает председатель правления страхового брокера «Малакут» Андрей Долгополов. Основные же игроки – дочерние компании ведущих глобальных операторов – ACE, Allianz, AIG. Они обладают собственными российскими емкостями – до последнего времени в размере порядка $25 млн.
И этого пока вполне достаточно. Массовым продукт станет не скоро. «Многим компаниям просто неизвестно, что конкретно покрывает полис D&O и как он может сработать. К тому же они стараются избегать публичных скандалов со своими директорами, мало кто судится. Обычно такие споры решаются кулуарно», – объясняет низкий спрос Анна Овчинникова. В судебной практике все еще очень мало примеров привлечения директоров к имущественной ответственности за допущенные ошибки, в связи с этим большинство компаний, которые не планируют выходить на IPO, просто не воспринимают серьезно такие риски и не видят необходимости тратить деньги на D&O, добавляет Андрей Долгополов. И все же отдельные прецеденты есть. «В истории российской банковской системы последних лет были случаи, когда руководство кредитных организаций – банкротов признавалось ответственным за ущерб, нанесенный как кредиторам, так и акционерам. Суды в этих случаях выносили решения о взыскании с топ-менеджеров убытков на «круглую» сумму», – рассказывает Анна Овчинникова. Например, с бывших руководителей «Диалог-Оптима» было взыскано больше 1 млрд рублей.
Правда, про страховые случаи по D&O в России эксперты не слышали. По словам Андрея Долгополова, официально пока не было заявлено ни об одном убытке: «Мы не берем в расчет иски по «Вымпелкому» и «Юкосу», которые заявлялись в США». Напомним, что в 2004 году миноритарные акционеры подавали иск к «Вымпелкому» и его топ-менеджерам в связи с завышением финансовых показателей. А полис D&O «Юкоса» не сработал после того, как американский суд отказался рассматривать дело о банкротстве компании, которая получила многомиллиардные налоговые претензии в России.
Финанс.
Кадыкова М.
Просмотров: 367 | Добавил: strahovochka | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru