Вы решили застраховать, например, квартиру. Сделать это можно тремя
способами: лично посетить страховую компанию, вызвать на дом страхового
агента и, наконец, обратиться к страховому брокеру. Вы не знаете, кто
такой страховой брокер и как он работает? Тогда наша статья именно для
вас.
Мария ЖИЛКИНА, к. э. н., руководитель аналитического центра Медиа-Информационной Группы «Страхование сегодня»
Брокер в страховании
Слово «брокер» применительно к страхованию означает то же самое, что и
в других отраслях — посредник. Однако если биржевой брокер продает
достаточно конкретный товар — ценные бумаги, а, к примеру, кредитный
или ипотечный брокер выступает посредником между банком и клиентом, то
роль страхового брокера россиянам пока не очень ясна и сама услуга,
которую он оказывает, непонятна.
Ну что же, давайте постараемся разложить все по
полочкам. Специфика деятельности страхового брокера определена статьей
8 Закона «Об организации страхового дела в РФ».
Так вот, согласно букве закона брокер — это субъект
страхового дела, который действует в интересах страхователя (то есть
нас с вами) или страховщиков (страховых компаний) и ведет деятельность
по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договора
страхования. Страховым брокером может быть и гражданин, и коммерческое
предприятие, которое, кстати, как и страховые компании, продает свои
услуги через страховых агентов.
У читателей невольно может возникнуть вопрос: чем
страховой агент отличается от страхового брокера? А отличаются они тем,
что агент всегда выступает представителем какой-либо одной страховой
компании и ведет деятельность от ее имени и по ее поручению.
И хотя в России
агенты часто работают на несколько страховщиков, тем не менее в каждом
случае они будут представлять не себя, а одну из компаний, выдавших им
доверенность. Брокер же независим и может выбирать для своего клиента
наилучшее из предложений разных страховых компаний.
То, что страховой агент может
представлять несколько страховщиков, вносит в умы потребителей
некоторую путаницу. Например, владелец страхового пункта в
супермаркете, предлагающий полисы разных компаний, не обязательно
должен быть брокером или представителем брокерской фирмы. Вполне
возможно, что его со страховщиками связывают обычные агентские
отношения. А для потребителя выгоднее и безопаснее, чтобы такой
«многостаночник» имел официальную лицензию брокера.
Однако надо признать тот факт, что
обладателей таких лицензий у нас пока немного. В Государственном
реестре субъектов страхового дела России
на момент написания статьи числилось всего 77 страховых брокеров. По
сравнению с количеством страховых компаний (а их примерно 850) этого
явно недостаточно. Получается, что на одного брокера приходится более
чем десять компаний. В западных странах наоборот — брокеров и
независимых агентств больше, чем страховщиков.
Как все начиналось?
В
России брокеры стали появляться через несколько лет после
демонополизации страхования. Первый страховой брокер был
зарегистрирован в феврале 1993 года.
Поскольку в 90-е годы государство практически не
контролировало брокеров, их число стремительно росло и быстро
перевалило за тысячу. Однако многие из числившихся в реестре брокеров
были, что называется, «мертвыми душами», то есть они не вели никакой
деятельности на страховом рынке.
С принятием в январе 2004 года новой редакции
«Закона об организации страхового дела в РФ», статус брокера меняется.
Они становятся субъектами страхового дела и подпадают под обязательное
лицензирование. Нововведения привели к тому, что «мертвые души» и
случайные люди ушли с рынка и настало время профессионалов.
В настоящее время брокеры находятся под неусыпным контролем Федеральной службы страхового надзора (ФССН).
Брокеры обязаны не только представлять ей определенный пакет документов
и образцы договоров со своими партнерами, но и периодически
отчитываться в своей деятельности. Все это способствует прозрачности
работы страховых посредников. Сведения о выданных ФССН брокерских лицензиях можно найти на сайте www.fssn.ru.
Памятка клиенту
Если вас страхует брокер, нужно помнить следующее:
- Брокер
не несет ответственности по выплатам. По заключенным им договорам
отвечает страховая компания. Правда, у него могут быть полномочия
«передать» вам страховую выплату и представлять ваши интересы в
отношениях со страховщиком. Но этих полномочий может и не быть. Поэтому
наш вам совет: интересуйтесь у брокера, куда вам следует обращаться,
если произойдет страховой случай, если вы решите внести какие-то
изменения в договор либо переоформить его. Выясните, будет ли брокер
помогать вам в оформлении документов, необходимых для получения
страховых выплат? Где вы конкретно будете получать свои деньги? Не
стесняйтесь и расспросите брокера обо всем подробно.
- Брокер
работает за комиссию. Означает ли это, что полис, оформленный через
брокера, обойдется страхователю дороже? Совершенно необязательно!
Напротив, если страховщик давно работает с брокером и знает, что тот
при заключении договора проводит профессиональную оценку риска,
приводит хороших клиентов, то делает посреднику существенные скидки.
Таким образом, тарифы брокера могут быть заметно ниже, чем тарифы у
агента компании.
- Брокер имеет возможность выбора
продуктов, которые подходят именно вам. Согласитесь, чтобы разобраться
в предложениях всех страховых компаний, надо быть профессионалом. К
тому же на рынке постоянно проводятся какие-то выгодные акции:
например, по страхованию определенных марок автомобилей или иных
объектов имущества, предлагаются интересные программы со скидками для
определенных клиентских групп и т. д. Отследить все эти выгодные
предложения обычному клиенту не представляется возможным. А вот
профессионалу брокеру это под силу.
- Брокер знает
все: и где дешевле полис, и где полнее страховая защита, и насколько
хорошо платит та или иная компания, и где случаются трудности,
например, с постановкой в очередь на ремонт автомобиля, и прочее. Он
всегда подскажет, в какой компании именно сейчас лучше всего
застраховать ваш объект.
- Брокер доступен. Ведь он
нередко продает услуги через «точки продаж» в автосалонах,
супермаркетах и т. д. Это удобно тем, что экономит клиенту время и
создает дополнительную степень контроля. Так, владелец автосалона
совсем не заинтересован, чтобы на его территории работали ненадежные
брокеры.
- Брокер учтет вашу индивидуальность. Он
может не только продать вам «типовой» продукт, но и организовать
страхование по индивидуальной программе. Недаром же именно через
брокеров заключают крупные договоры страхования предприятий. Если вы
считаете, что стандартный полис, как костюм массового пошива, вам не
подходит, обратитесь к брокеру и он создаст по вашей «мерке»
индивидуальную программу.
- Брокер работает
профессиональнее, чем агент. Разумеется, у брокера могут быть свои
агенты и субагенты, но принцип его работы все равно иной. Решение по
тому или иному вопросу принимает не «универсальный продавец» (целью
которого зачастую бывает поскорее продать полис и получить свою
комиссию, а дальше — хоть потоп), а профессионал страхового дела. Тем
более брокерам нередко препоручается «сопровождение» клиента в течение
всего срока действия страхового договора, а значит, он кровно
заинтересован в том, чтобы не возникало никаких проблем.
Из всего сказанного следует вывод, что брокер хоть и посредник, но
отнюдь не «третий лишний» во взаимоотношениях клиента и страховых
компаний.
И нашим, и вашим
Российским
страховым агентам не запрещено представлять сразу несколько страховых
компаний. А вот в ряде европейских стран действует так называемый
принцип исключительности, который не позволяет агенту работать на
нескольких страховщиков. Посредничеством же от лица многих компаний как
раз и занимается брокер.
Где работают брокеры?
Если говорить о распределении брокеров по регионам России, то
подавляющее их большинство зарегистрировано в Москве (42 брокера или 55
процентов) и в Петербурге (11 брокеров или 14 процентов).
А за бугром?
В отличие от России на западном страховом рынке брокеры представлены
более широко и имеют многовековую историю. Более того, непосредственно
страховые компании и их агенты собирают всего около 20 процентов
страховых премий, а остальные 80 — страховые брокеры. А некоторые
западные компании вообще не ведут прямых продаж страховых продуктов,
они передали эти функции страховым посредникам.
Источник: © Семейный бюджет, 2008, № 1
|